суббота, 8 мая 2010 г.

Будь то одинокое священное дерево или целая священная роща, но ничего - дерево, куст или ветку - нельзя было тут повредить. В священном месте даже косить и траву рвать запрещалось, скот тут тоже не пасли. Когда подбирали сломавшиеся ветки или деревья, то их следовало складывать тут же или сжигать - из священного леса нельзя было даже веточку вынести. Эстонское государство не научилось еще достойно предков относиться к святилищам.

- Священная гора в Пуртсе по своей природе, поверхностной форме и наследию является одним из самых масштабных святилищ в Ида-Вирумаа, - говорит старейшина "Маавалла кода" и член рабочей группы государственной программы священных лесов Ахто Каазик. - Тут расположен судейский холм, на вершине которого раньше имелось десять сидячих мест. Сюда наши предки приходили, якобы, вершить суд. Тут есть могильники, на одном из них имеется камень Укукиви и рядом был когда-то источник Укуалликас, к которым приходили принести жертву, полечиться и помолиться. Источника больше нет: в советское время тут у склона располагался тир пограничников и источник размесили пушками. Тут стоит липа священной горы, около нее - жертвенный камень, а сама гора резко обрывается, как священный берег, к морю.
Каазик одобряет установку стенда в начале походной трассы: на ней священную гору как святилище не обошли молчанием.
- Например, в случае со священной горой в Эбавере совершенно забыли о том, что речь идет об одной из высочайших и известнейших священных гор Эстонии, и в программах развития и проектах о ней говорят только как о спортивном центре, - приводит он сравнение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий